Главная
 Хроника
 Ладога - парк
 Нормативные акты
 Статьи
 Ладога. Приладожье
 О проекте
 Обратная связь

http://spok.onego.ru
http://www.eco.rian.ru/


Статьи

Социально-экологический союз

По-простому о сложном: Климатические переговоры ООН

I.

Зачастую в статьях, посвященных проблеме изменения климата, мы встречаем термины, которые могут завести нас в тупик. Запутаться может даже специалист, сведущий в вопросах климата и энергии, не говоря о человеке, который только начал интересоваться этой темой. Для того чтобы помочь в этом разобраться Климатический секретариат Российского Социально-Экологического союза запускает серию статей «По-простому о сложном». В данной статье попробуем понять, что же такое Международные переговоры ООН по изменению климата?

Начнем с самого начала.

В Рио-де-Жанейро в 1992 году 180-ю странами мира была подписана Рамочная конвенция ООН об изменении климата [URL], РКИК ООН (United Nations Framework Convention on Climate Change, UN FCCC). Ее подписали все страны бывшего СССР и все промышленно-развитые страны. Она гласит об общих принципах действия стран по проблеме изменения климата.

С тех пор страны, подписавшие конвенцию, встречаются каждый год и пытаются договориться о том, как снизить воздействие человека на климат и адаптироваться к тому, что уже происходит вследствие надвигающегося глобального катаклизма. Такие встречи называются «Конференции Сторон» — КС (Conference of Parties — COP). Каждый год такое мероприятие проводится в разных странах, и каждой ежегодной конференции сторон по климату присваивается порядковый номер. Последняя встреча в 2014 году КС-20 (СОР-20) проходила в Перу (г. Лима), а в декабре этого года КС-21 (COP-21) пройдет в Париже.

В рамках переговорного процесса ООН по климату принимались разные международные документы и соглашения. Одним из главных соглашений стал Киотский протокол (КП) [URL]. В первый период его действия — с 2008 по 2012 год — реализовано много международных проектов по внедрению возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и энергоэффективности, особенно в развивающихся странах — протокол способствовал передаче им технологий от развитых стран.

По предварительным оценкам, те страны, которые взяли на себя обязательства в рамках Киотского договора, сократили выбросы парниковых газов более чем на 20%, что намного превышает поставленную цель — сокращение выбросов на 5%. Но у Киотского протокола было много недостатков и в нем участвовали не все страны, например такие крупные «выбрасыватели парниковых газов» как США и Канада.

Ко второму периоду Киотского протокола (2012-2020) присоединилось еще меньше стран, а их выбросы составляют менее 15% глобальных выбросов — то есть эффективность второго периода КП невысока.

С 2020 года планете нужно новое соглашение, которое бы координировало усилия всех стран по снижению выбросов и адаптации к изменению климата.

Именно по этой причине все страны мира соберутся в Париже в декабре 2015 года на COP-21. Здесь должно быть подписано всеобъемлющее соглашение, которое призвано удержать потепление глобальной температуры на уровне 2оС (с 1880 по 2012 год средняя глобальная температура выросла на 0,85 град. С).

По мнению Ольги Сеновой, руководителя климатического секретариата Российского Социально-Экологического союза (РСоЭС), переговорный процесс не очень эффективен. Уже ясно, что в декабре 2015 года в Париже не удастся достичь соглашения, юридически обязательного для всех стран. Все больше аспектов климатических действий уходит в плоскость «добровольных вкладов» или намерений. Но это не причина останавливаться, а вызов для всех участников переговоров, чтобы добиваться максимально конкретного, обязательного и эффективного соглашения.

Это вызов и для жителей всех стран — показывать свои ожидания и требовать от своих официальных делегаций ответственных действий.

РСоЭС каждый год в канун переговоров обращается к руководству страны со своей Позицией [URL] по поводу необходимости активных климатических действий и внутри России, и максимально ответственного вклада нашей страны в международные климатические соглашения.

Но как же всем странам договориться о совместных действиях против изменения климата?

июль 2015

[URL]

II.

Многие термины, которые встречаются при обсуждении проблемы изменения климата, могут завести в тупик даже специалиста, знакомого с вопросами климата и энергии, не говоря о человеке, который только начал интересоваться этой темой. Климатический секретариат Российского Социально-Экологического союза продолжает серию статей «По-простому о сложном» и рассказывает здесь, что такое INDC — важнейший компонент нынешнего этапа международных климатических переговоров ООН.

В прошлой статье «По-простому о сложном» (часть I — прим. адм. мы рассказывали вам, что же такое Климатические переговоры ООН. Сегодня затронем один из механизмов переговорного процесса: INDC — климатические обязательства стран.

Переговоры — дело не простое: странам, которые только начали активно развиваться в последние десятилетия, очень сложно снижать выбросы, так как это может замедлить их экономический рост. А для уязвимых стран (например, которые расположены на островах и из-за подъема уровня океана их может затопить) — климатические действия и поддержка всего мирового сообщества — это вопрос жизни и смерти.

Для оценки и сопоставления усилий всех стран была придумана система подачи национальных вкладов в глобальные климатические действия — или INDC, что расшифровывается, как “intended nationally determined contributions” (в переводе ООН: «предполагаемые определяемые на национальном уровне вклады»). Такая система позволяет заявить странам, что они ГОТОВЫ сделать в новом соглашении.

INDC могут включать:

— планы (цели) по сокращению выбросов парниковых газов (обязательно);

— планы по оказанию финансовой и технологической помощи (не обязательно);

— планы по адаптации — (не обязательно).

Когда все страны представят свои вклады — можно будет определить, сможет ли мировое сообщество своими усилиями по снижению выбросов парниковых газов удержать потепление на уровне 2 град. С.

Россия представила свой INDC [URL], [PDF 137 КБ] одной из первых — 31 марта 2015 года. В нем заявляется, что «Долгосрочной целью ограничения антропогенных выбросов парниковых газов в Российской Федерации может быть показатель в 70—75 процентов выбросов 1990 года к 2030 году, при условии максимально возможного учета поглощающей способности лесов».

Что же это значит?

Это значит, что Россия готова разными методами (возобновляемая энергетика, энергоэффективность, создание новых технологий и т.д.) снизить выбросы парниковых газов к 2030 году на 25-30% относительно того объема выбросов, которые были в 1990 году. Но на данный момент уровень выброса парниковых газов уже на 30% ниже уровня 1990 года, значит, суммарные выбросы нашей страны не должны больше расти. Можно предположить, что выход из сегодняшнего кризиса экономики приведет к росту выбросов на 2-3 %, а в самом «немодернизационном», но относительно активном сценарии развития даже на 5 %, тогда выбросы в 2030 году будут на 25 % ниже, чем в 1990-м. Если же рост выбросов будет еще больше, то его придется «списать» на поглощение углекислого газа лесами, хотя поглощающие возможности российских лесов — это сегодня вопрос не однозначный.

Для достижения цели, поставленной в INDC, почти не требуется предпринимать дополнительных действий, кроме реализуемой в настоящее время политики. И больше никаких обязательств Россия на себя не взяла — в том числе и по адаптации.

Алексей Кокорин, эксперт по изменению климата WWF России, комментирует:

«Этот INDC составили скептики развития бизнеса в России. Не климатические скептики, а экономические, поскольку сегодня нет той «среды», которая бы поддерживала активное внедрение энергоэффективности и других экологичных решений. Пока мы не изменим условия ведения бизнеса в России и не обеспечим гарантированно устойчивое развитие лесного хозяйства — говорить о значительном снижении выбросов не приходится.

Фраза про леса в INDC — это аргумент «на всякий случай», если результат разойдется с целями снижения выбросов. Но, по факту, безразлично, с лесами или без, так как объем поглощения CO2 лесами сократится в 3-4 раза за ближайшие 15 лет. Это связанно с неминуемым старением лесного фонда, на которое накладывается наша практика рубок — «освоение» все новых лесов в удаленных районах, вместо того чтобы с гораздо большей эффективностью вести лесное хозяйство на уже освоенных территориях».

В то же время, к примеру, Китай взял на себя обязательства к 2030 году: достигнуть пика выбросов парниковых газов, снизить выбросы на 35-40% относительно 2005 года, достичь 20% от общего объема энергии из возобновляемых источников, а также увеличить поглощающую способность лесами до 4,5 кубических метров относительно 2005 года.

Все страны Европейского союза согласились снизить свои выбросы на 40% к 2030 году относительно уровня 1990 года.

Ольга Сенова, руководитель Климатического секретариата РСоЭС, считает, что потенциал энергоэффективности в стране позволяет ставить более серьезные цели снижения выбросов.

Даже планировавшиеся Госпрограммой по энергосбережению и повышению энергоэффективности объемы сокращения потребления энергии были сравнимы с производством энергии крупнейшими ТЭЦ страны. Но пока цели Госпрограммы не достигнуты, и многие резервы снижения выбросов даже не задействованы в национальных и региональных планах. Только повышение энергоэффективности зданий — с учетом строительства новых, модернизации старых зданий, и на этапе эксплуатации зданий — может принести снижение выбросов на более чем 100 млн. тонн СО2 эквивалента к 2030 году.

Все поданные на данный момент INDC можно посмотреть на этой КАРТЕ — [URL].

Дополнительную информацию по INDC можно найти ЗДЕСЬ — [URL].

Сможет ли мировое сообщество удержать глобальную температуру ниже 2 град. С, мы увидим в Париже в декабре 2015 года. А пока будем пристально наблюдать за подготовкой к этому важному событию.

июль 2015

[URL]




© «Инициативная группа «Ладога», 2007—2017

IO-HOSTS. Комфортный хостинг!